Созависимая семья — симбиоз, ставший паразитизмом

Мама, папа, я — созависимая семья

Со стороны – это настоящая, дружная семья. За одним небольшим «но» — все ее члены повязаны одной липкой паутиной. В которой всякая индивидуальность теряется. Ощущение любви вытесняется ощущением удушья. В котором, каждый из ее членов тайком признается самому себе.

Созависимость

Тюремщиком в семье алкоголиков обычно становится пьющий родитель (либо оба), замещая нормальные взаимоотношения безальтернативной патологической зависимостью.

Дети из таких семей бессознательно переносят такой опыт в свои собственные.

Дети и их роли в подобных семьях

Родители зачастую меняются ролями с детьми — выпрашивая у них любовь и утешение, а не даря его. Кроме этого, детям часто приходится побираться, ходить за покупками, самостоятельно заниматься домашним хозяйством. Заботиться о младших членах.

Вследствие такого формата отношений, нередки случаи сексуальных домогательств или инцеста.

Рассмотрим наиболее частые роли, которые поневоле принимаются детьми.

Ребенок–герой

Ребенок-герой замещает функции одного, или обоих родителей. Он делает все для поддержания благополучия в алкогольной семье. Готовит пищу, изыскивает финансы, заботится о членах семьи. Вольно или невольно «герою» приходится выступать посредником в родительских конфликтах, налаживая шаткий домашний мир.

В учебе ребенок-герой обыкновенно более чем успешен — его ответственности хватает на хорошие отметки, на высокие достижения в спорте. «Герой» пользуется уважением в коллективе. Часто, является авторитетом для одноклассников.

Однако, его внутренний мир наполнен обидой и страхом. А также гипер-ответственностью за окружающих.

Ребенок-шут

Обаятельны, слабый, веселый, зачастую инфантильный ребенок-шут становится эмоциональной форточкой в конфликтах созависимых семьях. Он умеет веселить, «забалтывать». Использует свой юмор для нейтрализации гнева.

Внутри такого ребенка — постоянная тревога, одиночество, страх быть отвергнутым, низкая самооценка.

Ребенок-жертва, или «козел отпущения»

Ребенок-жертва — классический «трудный ребенок». Он сознательно идет на конфликт и конфронтацию, он враждебен, замкнут и угрюм. Все правила для него существует только затем, чтобы нарушать их. Если один из родителей пьет, такой ребенок как бы оттягивает весь фокус негативного внимания на себя.

Ребенок-жертва

Однажды «Жертва», скорее всего, невольно прекратил конфликт и обратил на себя внимание деструктивным поведением. Этот паттерн прочно закрепился в его подсознании. Ведь внутренне он ощущает, что плохое внимание лучше никакого.

В будущем ребенок-жертва, скорее всего, рано покинет стены родительской обители созависимости.

Злость, страх и одиночество вкупе с низкой оценкой себя заполняют внутренний мир ребенка-жертвы до краев.

Ребенок-невидимка, или покинутый ребенок

Мечтательный, послушный, ребенок-невидимка становится моральным облегчением для перманентно негативного фона семьи. Такой ребенок не привык к самостоятельности. Его внутренний выбор — «плыть по течению». Лучшая компания невидимки — его мысли и фантазии. В отличии от людей, они предсказуемы и неспособны разочаровывать.

Сконцентрированные на себе, невидимки часто обладают хорошим творческим потенциалом. Внутренний мир одиночки — мир обиды и брошенности, мир тревожных болевых ощущений.

Взрослые дети алкоголиков, или чего ожидать от будущего

Общая черта — неуверенность в себе. Тем не менее, домашние маневры психологической войны с детства выработали у них талант маскировки, умение виртуозно скрывать свое внутреннее состояние — иногда и от себя самого. Близкие ребенка могут и не догадываться, что у него вовсе не все отлично, скорее наоборот.

Кем вырастают созависимые дети

Из первого следствия вытекает и второе — неспособность к просьбам о помощи. «Созависимые» дети с детства привыкли рассчитывать только на себя.

Взрослым созависимым детям, привыкшим к категоричности и экстремальности поведения и поступков, сложно принимать адекватные решения в большом мире — зачастую возникающие проблемы либо игнорируются как несущественные (или непосильные), либо что называется, «рубятся с плеча».

Безопасность в их детстве напрямую зависела от поведения других. Именно поэтому созависимые подсознательно стараются «держать все под контролем».

Отсюда же проистекает и необоснованная лояльность к поведению других (в особенности близких) — «а вдруг все станет хуже, меня бросят и я останусь одна(один)?»

Характерны и постоянные поиски критериев мифической «нормальности» и «нормы», ощущение внутренней вины и подсознательное стремление к самозащите, а также множество других «подарков» родом из своего прошлого.

Что же делать?

Лечение созависимости в семьях алкоголиков — прежде всего, лечение собственно алкогольной зависимости, без чего бессмысленны любые последующие действия. Лечение прочих членов семьи начинается с понимания себя и необходимости улучшить свое поведение и восприятия мира.

И, конечно же, работа над собой окажется гораздо эффективнее с помощью психологов.

Автор статьи
Дана Шаймерденова
Медик, педиатр. Бросила курить, решила начать помогать людям в этой сфере.
Написано статей
213
Плохо
0
Супер
0
Добавить комментарий